Шок будущего характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким будущим. Он вызывается усиливающимся давлением событий, потоком знаний, науки, техники, различного рода информации.Медведев неявно выделяет два класса футурошока (не путать с рассматриваемыми в докладе четыремя уровнями футурошока):
[…] до 1950 г. (положим) скорость адаптации была в целом не меньше, чем скорость изменений. Поэтому человек успевал за ними и ШБ не было. Скорость изменений всё росла и после 1950 г. человек перестал успевать
К 1990 году […] стало возникать целостное видение будущего настолько далеко вперёд, как никогда раньше. Перед обществом/человеком встала задача адаптироваться не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым. Т.е. требуемая скорость адаптации стала ещё выше!
Материалы доклада Медведева Д.А. «Проблема "Шока будущего"»
http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/196/37/
Футурошок класса 1, обусловленный уже произошедшими изменениями, не вписывающимися в картину мира индивида:
Является, в целом, сугубо личной проблемой индивидуума. Не влияет на продолжение развития (за исключением маловероятной гипотетической ситуации, когда футурошок крайне высокой интенсивности массово затрагивает значительную долю населения, вызывая экономический спад и глобальный кризис).
Ослабевает со временем естественным образом за счет процессов адаптации. Купируется стандартными методами психологической помощи и курсами обучения.
Футурошок класса 2, обусловленный ожидаемыми изменениями, не вписывающимися в картину мира индивида:
Даже невысокой интенсивности футурошок класса 2, будучи широко распространен, оказывает влияние на скорость технологического развития, тормозя его наиболее «дискомфортные» для общества направления (из недавних примеров – протесты против исследований в области генной инженерии и клонирования).
С течением времени естественным образом не ослабевает и может даже усиливаться из-за «демонизации» «замороженного» направления исследований. Купирование может требовать существенного повышения уровня знаний индивида для более адекватной реальности оценки рисков, связанных с развитием.
Футурошок обоих классов, таким образом, может в принципе быть ослаблен и устранен в рамках того же подхода, что и вызывает его возникновение – т.е. в ходе научно-технического развития, в данном случае направленного на совершенствование методов обучения и психологической помощи.
Тезис Медведева о «возникновении целостного видения будущего» выглядит, однако, довольно спорным. Беглый анализ представлений человечества о своем будущем в различные времена показывает, что их неопределенность скорее монотонно увеличивается (уверенность древних цивилизаций в своем вечном существовании в неизменном виде, предсказания линейного технологического развития в фантастике XIX-XX веков, полярные оценки перспектив человечества в настоящее время – от входа в Сингулярность к 2030-2035 году до глобальной технологической катастрофы и вымирания человечества к тому же времени). Можно предположить, что развитие описывается законами динамического хаоса и его сколь-либо надежное предсказание возможно на все меньшее и меньшее время. Это приводит к возникновению следующего класса футурошока, логически продолжающего их последовательность:
Футурошок класса 3, обусловленный ожидаемой непредсказуемостью и тотальностью изменений. Предчувствие разрушения картины мира:
Получив распространение в обществе, приводит либо к замораживанию всех направлений научно-технического прогресса и полной стагнации, либо к глубокому расколу человеческой цивилизации на консервативно и радикально настроенные группировки с неясными перспективами их дальнейшего сосуществования.
Купирование футурошока класса 3 рациональными методами крайне затруднено, т.к. он представляет собой классический страх неведомого и по своей сути близок к страху смерти. Человек ощущает, что «мир, каким мы его знали, исчезнет», но не предполагает, что придет ему на смену. Ввиду отсутствия представления о природе ожидаемых изменений принципиально невозможно аргументировано доказать их приемлемость и полезность, сменив тем самым их оценку с негативной на нейтральную или позитивную.
Устранить конфликт можно, лишь понижая значимость текущей ситуации.
Человек должен понять и глубоко принять, что его картина мира, его система взглядов и ценностей – в том числе самых глубинных, составляющих его личность как таковую – является преходящей и в ближайшем времени будет практически полностью изменена либо отброшена вообще.
Такая постановка задачи характерна не для прикладной психологии Запада, но для духовных учений Востока, провозглашающих целью саморазвития отказ от эго и растворение личности.